Заметки психолога

Роль семейного контекста в формировании психики ребенка.

   В нашей стране растет интерес к изучению психических закономерностей, а именно механизмов психологической защиты и копинг-поведения как важнейших форм адаптационных процессов и реагирования личности на стрессовые ситуации. Становление защитных процессов происходит по мере взросления ребенка в результате индивидуального развития и научения. Побудителем их формирования выступают возникающие в процессе развития многочисленные страхи, типичные для детей. Сюда относят реакции беспокойства в ответ на физический дискомфорт, страх разлуки, самостоятельности, смерти, подчинения, изменения. Для каждого возрастного этапа характерны свои страхи, и они могут быть как полезны, так и вредны для дальнейшего развития ребенка.

   Организация защитного процесса - важная и необходимая часть развития личности детей. Ребенок незрел до тех пор, пока его инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и окружением так, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении на стороне взрослого. Как указывала А. Фрейд, шансы ребенка стать здоровым, ответственным и независимым во многом зависят от того, насколько его собственное "Я" способно справиться с внешним и внутренним дискомфортом, то есть защитить себя и самостоятельно принимать решения. Опыт, который дети приобретают, переживая и преодолевая трудные жизненные ситуации, неизбежно приводит к изменению их психической сферы, к образованию сознания и самосознания, к развитию и совершенствованию личности, системы ее психологической защиты и копинг-поведения.

    Большую роль в становлении психологической защиты и копинг-поведения играет семейный контекст. Ошибочно выбранный родителями стиль воспитания ребенка, нарушение коммуникации в семье могут стать препятствием в реализации его базисных потребностей в безопасности, принятии, автономии и этим привести к формированию недостаточных или чрезмерных способов защиты. Неэффективно организуя эмоциональные отношения с ребенком, систему поощрений и наказаний, родители могут невольно вызывать и усиливать детские страхи и тревогу. Таким образом, семья как психосоциальный посредник общества не только актуализирует у ребенка защитные процессы как средства социальной адаптации, но также формирует у него определенный "стиль жизни".